Ее не стало почти четверть века назад, в 1984-ом. Однако сотрудники Галереи Филиала Театрального музея имени А. А. Бахрушина, видимо, не задавались целью приурочить свое начинание к какой-либо «дате», тем более что эта «дата» приходится на август-месяц. Скорее всего, хотели дать возможность всем желающим «перелистать» избранные «страницы» биографии одной из наиболее любимых отечественных актрис.
Подобная четкость, локальность замысла и камерные условия галереи определили стиль выставки демократичный, интеллигентный, как нельзя лучше отвечающий личности самой Раневской. Мы же знаем, что Фаина Георгиевна была человеком скромным, не искала дополнительной публичности, критически относилась к своим достижениям, не уставая преклоняться перед талантом коллег. К числу почитаемых Фаиной Раневской актрис принадлежала и Верико Анджапаридзе. Одно из писем, адресованных легенде грузинской сцены, организаторы выставки предложили вниманию ее посетителей. Автограф Раневской ясно различим также на рекламном плакате, предваряющем просмотр и представляющем собой портрет Раневской, который та в 1954-ом году подарила Бахрушинскому музею.
Нашлось на выставке место и выполненным художником Вадимом Рындиным эскизам туалетов Зинки из «Патетической сонаты» Н. Кулиша (поставленной в 1931-ом в столичном Камерном театре Александром Таировым), и подлинным костюмам героинь разных лет, и афишам ряда постановок с участием Раневской. Но «фундамент» настоящей экспозиции составили хранящиеся в фондах фотоматериалы. Едва ли не все они эксклюзивны (особенно фотографии, отсылающие нас к образу Берди в «Лисичках» Л. Хэлман, созданному Фаиной Георгиевной в 1945-ом на подмостках Московского драматического театра). И за исключением, пожалуй, «крупного плана» актрисы из «Подкидыша» Татьяны Лукашевич (его, кстати, можно наряду с «Легкой жизнью» Вениамина Дормана, «Свадьбой» Исидора Анненского, «Пышкой» Михаила Рома пересмотреть тут же, в специально отведенном зале) практически не растиражированы СМИ.
Правда, справедливости ради, стоит заметить, что последние с некоторых пор не слишком-то интересуются профессиональной деятельностью Фаины Георгиевны, анализу ее творчества предпочитая очередной, зачастую грубо вырванный из контекста пересказ афоризмов актрисы. А выставка напоминает нам о том, что своей славой Раневская обязана не собственному остроумию, но, прежде всего, незаурядному актерскому дару, позволявшему и смешить публику до коликов, и заставлять ее плакать, порой поднимаясь, до истинно трагических высот. Как, например, в роли преданной родными детьми Люси Купер из спектакля Анатолия Эфроса «Дальше тишина» В. Дельмар в Театре имени Моссовета, фрагментам которого отведена значительная часть выставочного пространства.
Такой же чести удостоилась и итоговая работа Фаины Георгиевны - старая нянька Фелицата в комедии «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского (1980) в режиссуре Сергея Юрского, входившего, судя по всему, и в «ближний круг» общения Раневской. Ведь на это красноречиво «намекает» размещенная на выставке фотография, где Фаина Георгиевна запечатлена в домашней обстановке с ним и Мариной Нееловой.
К слову сказать, «жизненных» снимков здесь не много. Но те, что есть, выразительны и подчеркнуто деликатны, подтверждая воспоминания современников Раневской о природной детскости характера Фаины Георгиевны, о ее открытости окружающему миру и одновременно беззащитности перед людской жестокостью. И о некой, по всей вероятности, вечной загадке индивидуальности актрисы, над хотя бы частичным постижением которой нам предстоит еще немало потрудиться.
Автор Мария Фолкинштейн, "Культура" № 11, 19-25 марта 2009 года
Как-то у Раневской спросили, почему она не снимается у Сергея Эйзенштейна. Раневская ответила, что скорее будет продавать кожу с задницы, чем сниматься у него. Эйзенштейну донесли фразу Раневской. Он прислал ей телеграмму: «Как идет торговля?».